РБК: 6 правил для стартапа

Единого рецепта успеха для технологического стартапа, конечно, не существует, но все же эксперты и игроки рынка советуют придерживаться некоторых правил.

Правило 1. Сформулировать простое предложение

В лучшем случае у стартапера будет всего пара минут, чтобы рассказать потенциальному инвестору о продукте, говорит представитель ГК "Криптонит" Юлия Остроухова. При этом она советует "заранее сформулировать короткое и ясное описание своей идеи, чтобы представить себя максимально эффективно". "Можно использовать формулу "Мы делаем X для Y с помощью Z", где X - продукт, Y - целевая аудитория, а Z - технология или опыт, с помощью которых удастся решить задачи пользователей", - добавляет она. Основатель венчурного фонда AltaIR Capital и клуба инвесторов AltaClub Игорь Рябенький также говорит, что презентация "должна быть короткой, емкой и четко доносить видение до инвесторов и потенциальных партнеров". "Только так вы сможете убедить их разделить вашу точку зрения и риски проекта", - говорит Рябенький.

Правило 2. Найти конкретную нишу

"Поймите, что вы хотите делать - технологию, продукт или систему - и способна ли ваша команда в текущем ее составе реализовать эту задачу. Определить свое место на технологической и бизнес-карте - одна из важнейших предпосылок будущего успеха", - говорит Игорь Рябенький. А партнер инвестиционной компании Webgears AG Лариса Дыдыкина призывает начинающие компании не распыляться, стремясь к созданию "универсального" продукта. "У экспертов технопарка "Сколково", например, выражение "универсальная платформа" и продукт "для всех" являются одними из самых нелюбимых", - говорит Дадыкина.

Правило 3. Строить бизнес без границ

В мире технологических стартапов больше нет локальной конкуренции, "поэтому и построение бизнеса должно быть глобальным", говорит управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. И хотя сооснователь стартапа Dbrain (блокчейн-платформа для создания корпорациями нейросетей) Дмитрий Мацкевич советует попробовать продукт на "маленьком рынке с нерешенной проблемой" и лишь после успеха там масштабировать продажи, Александр Чачава считает это типичной ошибкой. "За два года такой тренировки на локальном рынке в мире появятся настолько сильные конкуренты, что победить их будет невозможно", - предостерегает он.

Правило 4. Помнить о деньгах и сроках

Поиск средств - одна из главных проблем начинающих компаний. По данным исследования Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Ernst & Young, 45% российских стартапов называют нехватку финансов главной проблемой бизнеса, при этом 71% начинающих компаний развиваются на свои деньги. Юлия Остроухова из ГК "Криптонит" советует стартапам "планировать монетизацию своего сервиса с самого начала", чтобы не попасть в число разоряющихся компаний. Александр Чачава сетует, что многие стартапы "недооценивают важность капитала и не умеют заниматься фандрайзингом". Лариса Дадыкина из Webgears AG называет выручку "единственным доказательством нужности проекта", предостерегая от повторения ошибки "большинства технологических стартаперов - откладывать маркетинговые решения на самый конец, когда продукт уже готов". "Нужно оценить, сколько клиент готов платить, какие характеристики продукта являются правильными для клиента, а какие избыточными, но нежно любимыми разработчиками. Многие вообще не задумываются о востребованности своего проекта", - перечисляет эксперт.

Правило 5. Погружаться в бизнес полностью

"Надо уметь сжигать мосты, жертвовать собой и быть к этому психологически готовым", - говорит Александр Чачава. Дмитрий Мацкевич из Dbrain призывает "делать то, что любишь, решать свою проблему, либо работать с клиентами которым можешь сильно эмпатировать". Но при этом он призывает рассматривать стартап "как марафон, а не спринт". "Это позволит сохранить энергию и психологические ресурсы надолго. Частая проблема - команда стартапа перегорает за первые полгода, не успев найти свой юзкейс (сценарий использования. - РБК+)", - рассуждает он. Игорь Рябенький из AltaIR Capital отмечает важность в этом процессе команды: "В ней должны быть и люди с технологическим видением, и те, кто способен реализовать задуманное, и те, кто умеет выстроить отношения с потенциальными покупателями". А Дмитрий Мацкевич особо отмечает необходимость "хорошего ИТ-бэкграунда" хотя бы у одного из основателей проекта. "Делегировать часть полномочий в ИТ не получится", - уверен он.

Правило 6. Фиксировать договоренности

Школьные или студенческие однокашники, дворовая дружба "не разлей вода" или дачное соседство с партнером по стартапу, как показывает практика, не гарантируют ровных отношений в бизнесе при отсутствии подписанных бумаг. "Никто не застрахован от того, что сегодня вы партнеры и полны энтузиазмом успешной совместной работы, а завтра встречаетесь в зале суда, - говорит Лариса Дадыкина. - Маленькая компания тем более должна иметь идеальный порядок в документах, без этого риски в стартапе гораздо больше". А Игорь Рябенький считает очень важным "не пропустить момент истины": в случае, если "идея окажется невостребованной рынком или у команды не хватит средств или компетенций" - "лучше признать поражение". По мнению эксперта, это стоит сделать, если в компании понимают: "дальнейшие финансовые вливания не приведут к повышению эффективности, либо не хватит средств, чтобы выйти на требуемый технологический уровень, либо не сойдется экономика".
Оригинал статьи – РБК