Mail Hi-Tech: 5 главных проблем, с которыми сталкиваются IT-стартапы

Что мешает начинающим предпринимателям в России.

Сама идея стартапов в России до сих пор развивается, потому что во многом противоречит устоявшейся психологии. Брать на себя предпринимательские риски и создавать что-то принципиально новое готовы не все, хотя число таких авантюристов постоянно растет.

Если сравнивать стартапы в России с США, разницу можно упаковать в одну фразу: «В России огромный потенциал для идей и их реализации, но не хватает условий. В Штатах полный порядок с условиями, но сложно предложить рынку что-то новое». Но при этом общее направление идей в России соответствует тому, что есть в остальном мире.

Для нас актуальны те же тенденции, что и для Кремниевой долины или Лондона. Обычно идеи и перспективные направления приходят в Россию с Запада – так было с e-commerce, блокчейном, AI и другими сферами.

«Это не значит, что российские стартапы вторичны — наши разработчики могут на равных конкурировать с коллегами из других стран, создавая сервисы и технологии мирового уровня (вспомним хотя бы язык программирования Kotlin). Проблема в том, что инновационная среда в России пока развита слабее — например, здесь хуже обстоит дело с доступом к капиталу и сложнее обмениваться идеями с сообществом, когда Москву и Калифорнию разделяют 12 часов на самолете», — оценили развитие российского направления стартапов в ГК «Криптонит».

Теперь выделим главные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.

Неспособность грамотно поставить задачи

Мало придумать идею, которая кажется перспективной. Как минимум нужно уточнить: не придумал ли кто-то ее раньше, а если придумал, то как она реализована. В России нет культуры доведения малого бизнеса до этапа развития. А еще многие так очаровываются своей идеей, что не анализируют: кому вообще она нужна кроме них.

Даже если вы стартап, то нужно анализировать рынок. Изучать вопрос, нанимать людей. Понимать, как и что вы будете делать, если все пойдет очень плохо. Или очень хорошо. Примерно представлять этапы развития и условия, которые для этого потребуются. Знать все о своих конкурентах, либо как минимум представлять их количество на рынке, куда вы планируете входить.

Бюрократия

Основная проблема вообще примерно всего в России. Новый проект надо зарегистрировать, бизнес хочется вести легально. И вот уже вместо брейнсторминга — очереди в различные организации, заполнение сотен листов документов, оплата бесконечных пошлин. В России почти 200 органов контроля и надзора. Даже если иметь дело с 10% из них, придется тратить время и деньги. Из-за этого не получается полностью честного бизнеса: люди уходят в тень, а это сразу ограничивает их потенциал и скорость развития.

Не лучше ситуация обстоит, когда попытки что-то создать предпринимают крупные корпорации. По сути любая большая компания — такая же неповоротливая машина, как и государство. Именно поэтому для нее проще приобрести готовую к продаже идею на стороне, чем генерировать ее внутри себя.

Раскрутка

Если полистать новости и актуальные темы для обсуждения в области малого бизнеса, то главными стартапами будут домашние торты и ноготочки. Впрочем, в ИД «Капитал» не готовы воспринимать такие проекты на уровне стартапов.

Самые перспективные стартапы России — это компании, предлагающие новые решения в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения, информационной безопасности, финансовых технологий.

«Инвесторы следят, например, за проектами создания беспилотных автомобилей и развития систем 'умного' видеонаблюдения, а не за аккаунтами в Instagram или каналами в Telegram. Популярные аккаунты могут приносить прибыль своим авторам, их можно покупать и продавать, но мы бы не называли их стартапами», — говорят представители ГК «Криптонит».

Тем не менее, социальные сети — единственный бюджетный выход на аудиторию. В России есть большие проблемы с научпопом. У нас не проводят выставок с резонансом уровня американской CES. Практически не развита на нужном уровне культура краудфандинга. В итоге аккаунты в твиттере и инстаграме или телеграм-каналы становятся единственным способом рассказать о своем проекте широкой аудитории.

Проблемы роста

Пугающая статистика от Forbes: примерно 70% стартапов в России получают 75-100% дохода здесь же. Боязнь и трудности роста невероятно тормозят раскрутку молодых компаний. Кто-то не раскручивается из-за незнания языков, кого-то пугает сама идея дальнейшего риска.

Предприниматели тормозят на первом этапе получения прибыли и не рискуют вкладывать заработанные деньги в дальнейшее развитие.

Расширение часто требует и более радикальных шагов: например, переездов. Ведь вопреки стереотипам большое количество классных идей в России рождается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах: «Инвесторы знают об этом и активно следят за тем, что происходит в регионах. Сейчас везде есть инкубаторы, технопарки и акселераторы, которые помогают разрабатывать и выводить на рынок новые продукты.

Наиболее активны стартаперские тусовки в Новосибирске и Екатеринбурге, хотя во многих других городах тоже есть как подходящая инфраструктура, так и любопытные проекты.

Новосибирск с середины 1990-х был одним из центров офшорного программирования, с тех пор там появились игровой разработчик и дистрибьютор Alawar, справочник 2ГИС, трансферная компания i'way и многие другие успешные проекты. Екатеринбург стал родиной «СКБ Контур» и банка для предпринимателей «Точка». Эти крупные игроки формируют вокруг себя питательную среду для стартапов», — уверены специалисты ГК «Криптонит».

Привлечение инвестиций

С учетом всех страхов и препятствий, с которыми сталкиваются стартапы в России, механизм инвестиций становится не просто донатом денег в перспективную идею. Инвестор помогает молодым компаниям развиваться, направляет их, предлагает варианты для роста. И чем раньше начинается сотрудничество стартапа и инвестора, тем выше шансы на то, что идея дорастет не просто до реализации, а массового производства.

«Создатели стартапов слишком поздно начинают думать о монетизации. Часто такая мысль приходит в голову в тот момент, когда появившийся revenue stream уже не может исправить ситуацию. В результате стартап умирает. Мы советуем прорабатывать модель монетизации на старте и начинать зарабатывать как можно раньше. С одной стороны, это создаст молодой компании 'подушку безопасности', а с другой — убедит инвесторов в реальности технологий и жизнеспособности идеи», — объясняют в «Криптоните».

Это огромная проблема. По данным Forbes до 71% стартапов в России существуют только на собственные средства.

При такой модели деньги либо кончаются, либо раньше времени наступает желание отбить все вложения вместо дальнейшего развития бизнеса. И это на фоне США, где почти 100% стартапов развиваются с привлечением инвестиций.

При этом в стартапе очень важно быстро уйти от идеи к производству, потому что при ином раскладе тебя могут опередить.

И здесь сторонние инвестиции играют ключевую роль. Предприниматель получает денежную инъекцию и может переходить на принципиально новый уровень развития.

«Порядки сумм, необходимых стартапам, считаются индивидуально и сильно зависят от отрасли. В общем случае, стартап может рассчитывать на небольшие гранты (несколько сотен тысяч рублей) от фондов или инкубаторов в самом начале своего развития. Если повезет, этого хватит на создание прототипа.

Акселераторы и бизнес-ангелы обычно оперируют суммами от 1 до 10 млн рублей — этого может хватить на несколько месяцев или даже год работы компании.

Наконец, институты развития, венчурные фонды или корпорации могут инвестировать в интересный стартап десятки миллионов рублей. Независимо от того, какие инвестиции получает стартап, его основателям нужно не прожигать эти деньги, а как развивать свой продукт и монетизировать его», — делятся опытом в ГК «Криптонит».

Оригинал статьи – Mail Hi-Tech